Неизбежный удел всех людей на земле — смерть. Мы
страшимся ее, мы горько оплакиваем похищаемых ею,
а проводим жизнь так, как если бы смерти вовсе не было,
как если бы мы были вечны на земле.
У всех народов существуют свои обычаи проводов
умерших в последний путь, захоронения и помина. Время и культура каждого народа оказали существенное влияние на различия в захоронении. Следуя тем или иным
обычаям, мы порой и не подозреваем, что изначально
послужило этой традиции, какой смысл заложен в том
или ином действии.
Древние славяне хоронили умерших в скрюченном
виде, в форме зародыша. Связано это было с идеей реинкарнации, перевоплощения души умершего, его второй жизни после смерти. Считалось, что его душа и жизненная сила переходят в другое живое существо.
Затем стали хоронить в распрямленном виде. Так душе
было легче перейти на новое место жительства. Менялось представление человека об окружающем мире, менялись традиции и обычаи.
Тело усопшего обвивали пеленами, одевали в доспехи, клали в место захоронения бытовые вещи, которыми
пользовался умерший. Часто вместе с ним хоронили и
его боевого коня и одну из любимых жен. В вечное пользование умершему отдавали деньги, оружие, драгоценности, предметы обихода, глиняные горшки с водой, зерном, кремнием.
Воина, погибшего на поле битвы, часто хоронили
сидя на боевом коне. Умершего одевали в воинские доспехи, коня снаряжали полностью, как перед битвой.
Сложить голову в битве во все века считалось почетным,
и погибшим воинам всегда оказывали особые почести.
самой смерти и связанных с ней обычаях. После крещения изменились представления о загробной жизни умершего; изменения коснулись и самих похорон, и связанных с ними поминок, и поведения на кладбище.
Кладбища — это священные места, где покоятся тела
умерших до будущего воскресения. Из глубокой дохристианской древности идет обычай украшать место погребения устройством над ним холма. Переняв обычай
отмечать место погребения, православная церковь украшает могильный холм победным знамением нашего
спасения — Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над
надгробием.
Входить на кладбище необходимо с левой ноги в знак
скорби по усопшему и, войдя в ворота,— нужно бросить
откупную монету за нарушение покоя усопшего.
Мы называем наших покойных усопшими, а не
умершими, потому что в определенное время они воскреснут.
Могила — это место будущего воскресения, и поэтому
необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу,
он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится в земле, а душа на небе. Что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в
Царстве Божьем.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы
Распятие было обращено к лицу покойного. Кладут усопшего в могилу ногами на восток, головой на запад. Ибо с
востока приходит в мир с первым солнечным лучом Господь наш Иисус Христос.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда ухожен, окрашен и чист
Часто ходить на кладбище нельзя. Нельзя нарушать
покой усопших. Зайдя за кладбищенскую ограду, постойте несколько минут у ворот. Прислушайтесь к тишине
на кладбище, здесь и время течет совсем по-другому.
Частые посещения могилы усопшего тревожат его покой, тоска по нему и слезы мешают усопшему завершить
круги мытарств. Так же как и непосещение могилы в
дни родительских суббот вызывает тоску и плач усопшего, потому что ко всем пришли с помином, а его забыли.
Хорошо поминать усопшего носильными вещами.
Купленные новые носки, чулки, халат, ночная сорочка,
рубашка или брюки согревают душу усопшего молитвой
за него живых.
Часто на оградке или кресте над могилой можно увидеть привязанное вафельное полотенце или простыню.
Это тоже помин по усопшему. Иногда на могилу или на
дерево рядом с могилой привязывают разноцветные ленточки, бинты, веревки. Ни в коем случае не развязывайте
их, даже если вы увидели их на оградке своих близких.
Если вы сами не вешали полотенце и не завязывали
ленты, не трогайте их и не развязывайте голыми руками. Часто на лентах и завязках делают и передают порчи, откуп от смертельной болезни и неудач.
На могиле можно найти и деньги. На них часто делают откуп от нищеты, безденежья, проклятия, родовой и
кровной порчи.
Бывает, делают переклад на могильный крест или на
покойника. Тогда, придя на могилу, вы увидите оградку, памятник или крест свежевыкрашенными или побеленными. Не кляните этих людей, может быть, это их
последний шанс откупиться от беды. И неизвестно, может быть, завтра вы сами пойдете на чью-то могилу и
будете выполнять такой же обряд. Бывают случаи, что
помочь живому человеку может только усопший.
Наше беспокойное время не только больно задело
живых, но коснулось и усопших. Сейчас существует
множество сект сатанистов, вандалов. Эти люди глумятся над памятью усопших. Разбивают надгробные плиты,
ломают кресты и ограды. Воруют и продают заново кресты, снимая с них таблички с именем усопшего. Эти
люди не имеют в своей душе страха Божьего, но расплата наступает часто быстрее, чем они ожидают. В нашей
практике были такие случаи.
Снимается проклятие с ворованного могильного креста очень тяжело. Но еще тяжелее осознавать, что украсг
могильный крест могут не какие-то чужие, посторонние
люди, ими могут оказаться ваш муж, сын, брат. Мы никогда не забудем потрясение матери, которая узнала, что ее
сыночек, которого она любила больше жизни, ворует и
продает венки с могил, оградки и кресты.
В обыденном представлении смерть, трагическая и
безвозвратная потеря дорогих людей, всегда является
горем. Человек выражает свое горе плачем и причитаниями, слезами омывает дорогу умершему. Одно время считалось, что чем больше слез пролито над гробом умершего, тем больше смыто его неправедных и злых дел.
Омытая слезами родных дорога восхождения на небеса
становится чистой и гладкой, и душа легко поднимается
по ней на новое место обитания. В средние века появляется даже новая профессия — плакальщицы. Эти люди
владели особым искусством плача и причитаний, их приглашали на похороны богатых и знатных людей.
Плакальщицы не только провожали умершего в последний путь, но знали и соблюдали все обряды, связанные с похоронами. Имели особые молитвы и заговоры
на любой вид смерти: трагической, от болезни, на поле
сражения, при родах, при эпидемии. Старшая плакальщица могла вызвать душу умершего для общения с живыми. Считалось, что, когда душа находится вне тела,
для нее нет никаких тайн. И при правильном вызове ее
из потустороннего мира она может ответить на все интересующие живых вопросы.